Град старинный
Нам дороги эти позабыть нельзя
Хреновской конезавод
Легенда о Дивногорье
Наши знаменитые земляки
Издатель Л.Н. Толстого
Калач
Бобров
Россошь
 

 

 Старинный Град

Воронеж - старинный русский город. Впервые в русских летописях Вонеж связывается с событиями 1177 года. В 1585 году в нескольких километрах от слияния рек Воронеж и Дон по указу царя Федора, сына Ивана Грозного, была заложена крепость Воронеж для защиты от завоевателей южных рубежей русской земли.
Русскому городу Воронежу уже более 400 лет. В его биографии немало знаменательных событий, суть которых одна: старинный город во все эпохи и при всех поворотах истории разделяет судьбы своего народа и государства.
За свою многовековую историю Воронеж часто оказывался в круговороте событий, бушевавших над Россией. Его не миновали крестьянские восстания К. Булавина и С. Разина. Воронежцы храбро сражались с завоевателями и в смутное время начала XVII века, и в русско-турецких войнах, и в Отечественную войну 1812 года.
Древний Воронеж, деревянная крепость, долгое время был суровым воином, надежным часовым на юных границах Московской Руси. Потом военный мундир был сменен на платье купца: много лет город служил перевалочным пунктом на торговых путях между Москвой и Турцией, Крымом, Венецией.
В петровскую эпоху он снова был призван под ружье. История уготовила ему роль колыбели военно-морского флота. С императором Петром Великим связаны яркие страницы истории воронежского края - некоторое время Воронеж фактически был столицей Русского государства, когда в городе жил царь-реформатор со своими многочисленными помощниками и зарубежными послами. Сухопутный Воронеж стал тогда родиной русского военного флота - в 1696 году со стапелей воронежской верфи сошел первый военный корабль, а затем и другие гребно-парусные корабли, давшие жизнь отечественным Военно-Морским Силам.
Через Воронеж пролегала старая дорога на Кавказ, и город посетили по пути туда А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, К.Ф. РЫлеев, В.А. Жуковский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский,А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, В.В. Маяковский, А.Т. Твардовский и многие другие выдающиеся деятели русской культуры.
Воронеж называют городом Кольцова и Никитина, замечательных русских поэтов, чей голос и посейчас слышат миллионы, чьи песни звучат вот уже много десятилетий на разных языках, чье творчество вызывает восхищение и глубокую признательность. Эти имена - примета Воронежа.
В Воронеже жил и работал автор "Белого Бима Черное ухо" Г.Н. Троепольский, поэт А.В. Жигулин, родился и много лет прожил писатель Андрей Платонов, родились и повели детские годы И.А. Бунин и С.Я. Маршак. Вся страна знает имена сказительниц А.К. Барышниковой и А.Н. Корольковой.
Трудно представить себе цирковое искусство без Анатолия Дурова, чье имя прочно вошло в биографию нашего города.
Не только в нашей стране, но и за рубежом известен Воронежский русский народный хор и имена его создателя - композитора К.И. Массалитинова и солистки М.Н. Мордасовой. Творческие традиции Воронежского хора восходят к хору имени М.Е. Пятницкого.
Еще и в 18 веке Воронеж не снимал военного мундира, охраняя русские рубежи, а затем стал крупным торговым центром, очагом культуры, хотя и считался провинцией. Но именно эта "провинция" дала миру целую плеяду замечательных поэтов и писателей, деятелей науки и культуры. Еще при Петре 1 здесь появилась одна из первых "цифирных школ", в 1802 году родился профессиональный театр. По числу книг и изданий, выпускавшихся тут, наш город также занимал ведущее положение в стране.
В нашем городе в разное время родились, жили, учились, вели общественную и педагогическую работу многие выдающиеся представители науки, техники, изобретатели, путешественники. Вот имена только некоторых из них. В.И. Альбанов - участник экспедиции Брусилова, известного исследователя Севера, В.М. Бабкин - известный путешественник, исследователь Японского моря, а также Приморья и Сибири, Н.Г. Басов - академик, один из основателей квантовой радиофизики, А.П. Богданов - крупный ученый - антрополог и зоолог, основатель научной антропологии в России, Н.Ф. Бунаков - известный русский педагог-демократ, "учитель учителей", Н.Н. Бурденко - выдающийся советский хирург, один из основоположников нейрохирургии, К.Д. Глинка - первый академик почвовед, ученый с мировым именем, С.Н. Замятнин - крупный со-ветский ученый, специалист по эпохе палеолита, В.А. Келлер - крупный уче-ный-ботаник, Н.А. Северцов - известный русский зоолог, зоогеограф и путешественник, основатель отечественной орнитологии и др.
Воронежцы гордятся и другими своими земляками, оставившими заметный след в истории России - учеными Н.Г. Славяновым - разработчиком метода горячей сварки металлов электродом, С.А. Чаплыгиным - одним из основателей современной аэрогидродинамики и А.Н. Лодыгиным - изобретателем электрической лампы накаливания, изобретателем знаменитой русской трехлинейной винтовки С.И. Мосиным, замечательным педагогом, автором известных учебников по математике А.П. Киселевым.
С нашим городом связана судьба многих известных художников: Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, А.А. Бучкури.
В 1868 году из Москвы пришла железнодорожная линия, протянувшаяся затем на юг, к Ростову-на-Дону. Транспортные связи заметно повлияли на экономику края. Одно за другим возникают промышленные предприятия. И в 20-м веке, после Октябрьской революции в первые пятилетки в нашем городе с большим энтузиазмом возводились крупнейший в стране завод синтетического каучука СК-2 имени Кирова, авиационный завод, один из первых в Советском Союзе, ВОГРЭС и другие предприятия.
Грянула Великая Отечественная война, и бывалый воин-город снова надел солдатскую гимнастерку. Воронеж пел патриотические песни, стучался в двери военкоматов, требуя немедленной отправки на фронт. Наши земляки уходили с оружием в руках, чтобы остановить врага. Уходили и стояли насмерть. Летом 1942 года фронт пришел под стены Воронежа. На 212 дней и ночей линия огня рассекла город надвое. Развернулись упорные бои. А когда война откатилась на запад, Воронеж практически исчез. Город был разрушен и сожжен, изувечен и разграблен. Таким его увидели воины 60-й армии, освободившие Воронеж от захватчиков 25 января 1943 года. За боевой подвиг Воронеж был награжден в 1975 году орденом Отечественной войны первой степени.
Фашистские варвары причинили городу убытки в миллионы рублей, разрушили на 92 процента. Гитлеровцы утверждали, что на его восстановление потребуются десятки лет. Но, благодаря энтузиазму воронежцев, город в рекордно короткий срок воспрянул из руин и пожарищ. Через три года после изгнания гитлеровцев здесь уже действовали многие предприятия. В 1948 году объем выпускаемой продукции достиг довоенного. В город вернулись десятки тысяч жителей, восстанавливалось жилье, школы, больницы, закладывались новые предприятия.
Давно стерлись следы войны. В 1979 году в Воронеже насчитывалось 783 тысячи жителей, а в 1985 году - 850 тысяч, к настоящему времени их число еще увеличилось. От Москвы до Ростова, с севера на юг, и от Киева до Саратова, с запада на восток, нет города крупнее Воронежа. Современный Воронеж - крупный промышленный, научный и культурный центр России с почти миллионным населением. В городе 10 высших учебных заведений, 5 театров и филармония. На сцене старейшего из театров - театра Драмы имени
Алексея Кольцова, гастролировали известные российские актеры прошлых веков, выросли такие замечательные мастера сцены, как А.А. Остужев и С.А. Папов. Среди промышленной продукции воронежских предприятий самые современные самолеты, цветные телевизоры, видеомагнитофоны и радиоприемники, интегральные микросхемы и кинескопы, экскаваторы, синтетический каучук, шины для автомобилей и самолетов.
Познакомиться с Воронежем - дело не простое. Он имеет более тысячи улиц, десятки исторических и достопримечательных мест, занимает площадь в 350 квадратных километров.
Мы, воронежцы, любим город за открытый русский характер, всегдашнюю готовность стать грудью за правое дело, за сердечную щедрость и душевную красоту его жителей, наших родных, друзей и знакомых. И, конечно, за то, что родились в нем и живем.
Во все времена Воронеж избегал печальной участи пребывания в тени. Он стоит на ветрах, на перекрестках важнейших дорог. Судьба его накрепко связана со становлением Российского государства. Он расположен в наиболее населенной - центральной - части страны, где особенно остро и ярко протекала та череда социальных процессов, которая называется одним емким словом - история. Может быть, именно поэтому, в облике и характере Воронежа запечат-лены и типичные, присущие всем русским городам этого края, и сугубо индивидуальные черты, отличающие его от других.
В нашем городе прошлое сливается с настоящим. Давняя история - с современностью. И при этом новое ничуть не противоречит старому. Они лишь оттеняют друг друга. Старинный монумент или особняк выигрывает от соседства со зданиями современной архитектуры, наглядно показывая смену эпох. Отразившись в памятниках, названиях, достопримечательностях, время становится зримым.


ГОРОД - КРЕПОСТЬ
История нашего города давно хорошо известна и отражена в документах с конца XVI века. Но есть свидетельства земли, камня и человеческого слова о более глубоком прошлом.
В самой черте нынешнего города и в его ближайших окрестностях ученые открыли остатки древнеславянских поселений. Установлено, что славяне жили здесь еще 10 веков назад.
Десять веков - тысяча лет! Огромный срок для человека, но совсем небольшой для земли, по которой он ступает. И наука говорит, что географический облик места, где сейчас стоит Воронеж, в главных чертах сохранился с тех давно минувших времен.
Река Воронеж была глубже и полноводней. Она текла у подножия холмов, поросших дубравами. На песках левого берега, отложенных еще в ледниковый период, росли сосновые боры. Люди жили на правом, высоко поднятом берегу. В дремучих лесах они охотились на медведя, кабана, лося, у воды подкарауливали бобра, на выдолбленных лодках отправлялись на рыбный помысел. Они умели прясть и ткать, возделывать участки земли на лесных полянах, имели прирученных животных. Они добывали руду, плавили ее и ковали из железа оружие и орудия труда.
Таковы свидетельства земли. Что же добавляет к этому старинная письменность?
Упоминание города "Воронеж" встречается в Никоновской, Лаврентьевской, Ипатьевской русских летописях; первое относится к 1177 году. Киевская Русь в то время дробилась на отдельные княжества, родичи враждовали между собой. Летописи повествуют, что владимирский князь Всеволод Большое Гнездо гро-зил войной рязанцам, требуя выдать бежавшего от него с поля боя племянника Ярополка. И рязанцы, "ехавше Воронож", поймали его и привели во Владимир.
Воронож - Воронеж. Ученые пытаются разгадать, как появилось это название. Гипотезы возникают и рушатся. Сейчас наиболее распространены две. Профессор В.П. Загоровский, доктор исторических наук, изучив древние источники вплоть до берестяных грамот, обратил внимание на старославянские имена Милонег, Братонег, Радонег, от которых позднее произошли названия населенных пунктов и городов Милонеж, Братонеж, Радонеж. Логично было предположить, что в слове "Воронеж" трансформировано пока не найденное мужское имя Воронег. Эту же мысль высказал писатель Лев Успенский. Другая гипотеза принадлежит питерскому ученому, профессору А. Попову. Он считает, что сло-во "Воронеж" - угро-финский и тюркский гибрид, заимствованный у соседних народов. По-угро-фински корни "вир" и "вер" означают лес, лесной, а по-тюркски "оуноз" или "оноз" - вода. "Вороноз" с течением времени преобразовался в "Воронеж" (река, текущая в лесу).
Ученые продолжают настойчиво углубляться в древние документы, стремясь постигнуть зашифрованную в них тайну. Но о чем же шла речь в летописях: о городе или реке?
В. Загоровский развивает свою гипотезу. Жил некогда на Черниговщине славянин Воронег, основавший городок. Ныне это поселок Воронеж Сумской области. Археологи относят его возникновение к IX в. Название "Воронеж" перенесено древнерусскими переселенцами на южную окраину рязанской земли в Придонье. Здесь оно стало именем городка, области, реки. Этот городок XII в. был одним из торговых пунктов на большом донском пути в верховьях реки Воронеж.
Арабские купцы пишут о русских купцах, спускавшихся Доном к Азовскому морю, об их торговле с хазарами мехами черно-бурых лисиц и бобров. Приречные города были метами своза, погрузки и обмена товаров, пристанями, где останавливались торговые люди. Не миновали этих городов и гости Востока, направлявшиеся в Москву. Французский монах Рубрук, посланный в 1257 году Людовиком 9 с дипломатической миссией в Монголию, отмечает в своих записках некоторые черты хозяйства и быта жителей Придонья. Он обратил внимание, что из хлебов здесь сеют рожь и просо, что мужчины носят войлочные шляпы, а женщины украшают одежду мехом белки и горностая. Но в 13 в. славянские города Придонья смело с лица земли монголо-татарское нашествие. Разрушению подвергся и летописный Воронеж.
Земледельцы-славяне были искусными и отважными воинами. Неизвестный певец в "Слове о полку Игореве" прославил ратную доблесть русских витязей, воспел боевую готовность их к оружию. Издревле храбро бились они с полчищами азиатских кочевых народов, и враг мог подавить их только своим несчет-ным числом. Печенеги, половцы лавиной прокатились по степным русским про-сторам. Вслед за ними явились татары.
Русь приняла на себя новый чудовищный удар и три века несла на своих плечах всю тяжесть борьбы с монголо-татарским игом. Русь заслонила собой западные европейские страны от нашествия варваров, спасла их материальную и духовную культуру.
Неисчислимы жертвы, понесенные тогда русской землей. Славные города Киев, Владимир, Суздаль лежали в развалинах. О том, как выглядели курские и во-ронежские земли, летописец писал: "...и уезда велием древесом поростоша и многим зверем обиталищем быша". Татары сожгли славянские поселения и заставили жителей уйти к северу.
Великие испытания закаляют. В борьбе с врагом креп русский народ. Внук Ивана Калиты Дмитрий Донской возвел каменные стены Московского Кремля, и он же в 1380 году на Куликовом поле нанес первое поражение татарам. После Мамаева побоища Дон три дня кровью тек, гласит народная молва.
Московское государство, возникшее в верховьях Оки и Волги, постепенно росло, расширялось. Воронежская земля была его юго-восточной окраиной. Здесь, сползая клиньями к рекам, заканчивались лесные массивы, начиналось Дикое поле - необъятный разлив степей. Опустошенный кочевниками Воронежский край долгое время оставался почти не заселенным. В степях носились стада диких коней-тарпанов, тяжело поднимались из некошеных трав дрофы, огром-ные орлы парили в небе, высматривая добычу.
В 1389 году совершал свое третье "хождение" в Константинополь московский митрополит Пимен. Край по Воронежу и Дону поразил паломников полным одичанием. "Бываша древле грады красны", - вспоминает о стоявших здесь некогда городах спутник митрополита Игнатий. И горько сетует, как стало пустынно и уныло теперь: "...ни где бо видети человека, точию пустыни велия и зверие множество".
Запустение царило здесь десятки лет. Смельчаки, рискнувшие пробираться через донские и воронежские степи, терпели много невзгод. Венецианскому послу Контарини и московскому посланцу Марко Руфу, ехавшим в 1476 году из Персии в Москву, пришлось самим сколачивать плоты, чтобы переправляться через реки. Изнуренные долгими днями пути, они едва держались на лошадях. К счастью, им попалось в лесу несколько хижин, где можно было отдохнуть и подкрепить силы.
Все же совершенно безлюдным край не был. И если одним путешественникам долго не удавалось набрести на человека, то другие рассказывают о встреченных на пути поселках. Существование уцелевших после татарского нашествия небольших русских поселений на Дону подтверждают и археологи.
После злополучного для татар Куликовского сражения кочевники изменили свою военную тактику. Они стали избегать встреч лицом к лицу с вооруженной силой русских князей, а свои разбойничьи набеги готовили тайно и совершали их внезапно. Даже после освобождения от монголо-татарского ига Московское государство вынуждено было зорко следить за поведением своих степных соседей. Чтобы преградить путь ордынским хищникам, в степи насыпали валы, копали рвы, ставили частоколы. В реках, на бродах, на "татарских перелазах" вбивали колья и сваи. В лесах был устроен пояс так называемых засек из поваленных деревьев и поставлены заставы. Так, на южной границе государства под Тулой и Рязанью была создана система укреплений - засечная черта. Кому-то из начальников сторожевой охраны пришла безрассудная мысль огра-диться от кочевников огнем - оставить без корма татарских коней. Был отдан приказ сжечь степь. Чудовищный пожар бушевал от верховьев Хопра до Дес-ны...
В середине XVI в. Иван Грозный разбил татар у Казани и Астрахани, овладел этими городами. Волга превратилась в важный торговый путь, пользуясь которым Московское государство завязало торговые связи с Ираном и Средней Азией. Но между низовьями Дона и волги, а так же в Крыму оставались еще коче-вья. Татары не прекращали дерзких набегов на окраинные русские поселения, временами же они проникали даже в центральные районы страны. Засечной черты было недостаточно. Вставала необходимость воздвигнуть укрепленные города на рубеже леса и степи.
При царе Федоре Ивановиче начинается закладка крепостей в Придонском крае. На месте разрушенных некогда славянских поселений возникли снова русские города. Одним из них был Воронеж.
Строительство города началось во второй половине 1585 г., а в 1586 г. он уже выставил первые сторожи для охраны границ на юге государства. Строительство осуществляли воеводы Семен Сабуров, Иван Судаков (Мясной) и голова стрельцов и казаков - Василий Биркин. Все трое - заслуженные перед государством люди, имевшие опыт воеводства и наместничества в разных городах, участники дипломатических миссий. Сабуров и Судаков - еще и воины, зака-ленные в сражениях с ливонскими рыцарями и в схватках с татарами.
Воронеж был построен и заселен людьми пришлыми - жителями Москвы, Тулы, Калуги, Рязани. По крайней мере, это прямо следует из фамилий новопоселенцев, типичных именно для этих городов.
Возвели город-крепость быстро, за один год, но точное место, где она стояла, и внешний облик ее остались нам не известны, ибо в 1590 г. она была разорена пришедшим из-за Днепра разбойничьим отрядом черкас (жителями придне-стровской Украины) и сгорела.
Восстанавливал Воронеж мастер, специалист "городского дела" Илья Катеринин и, как считают исследователи, несколько передвинул его на местности. Работы были завершены в 1594г. Подробное описание Воронежа, отстроенного по проекту Катеринина, приводится в "Дозорной книге 1615г.". Составила его группа московских чиновников во главе с Григорием Киреевским. Из описания явствует, что Воронеж включал в себя две крепости - небольшой по размерам "рубленый город" (340 метров в окружности) и значительно больший "острог" (1840 м). Город опоясывала стена из плотно пригнанных друг к другу дубовых срубов, стена острога была построена из бревен, вкопанных в землю стоймя.
В городе было три башни - Московская, Затинная и Тайницкая. Московская - самая высокая: 21м. На верху стен и башен были "обламы", выступающие как бы в виде балконов навесные стрельницы. Обламы покрывала тесовая кровля, защищавшая их от дождя, а в некоторой мере и от неприятельских стрел. В крепостной стене, в обламах и башнях на разной высоте прорубались бойницы - отверстия для стрельбы по нападающим. С внутренней стороны к стенам были приставлены лестницы, по которым можно было подняться на помосты, занять места у бойниц. В башнях, в стенах против бойниц устанавливалась артиллерия того времени: затинные пищали - орудия малого калибра, опиравшиеся на сошку, и пушки-пищали со станками на колесах. К реке шел подземный ход.
Город вмещал только то, что полагали самым главным. Здесь находились присутственное место воеводы - съезжая изба, церковь, пороховые погреба, амбары для хранения оружия, денежной казны.
В остроге было 18 непроезжих (глухих) башен и 7 ворот. Была площадь, на которой находились 63 лавки, улицы, переулки.
Население Воронежа составляло 6 - 7 тысяч человек, из них 964 человека - главы семей. Это были мелкие служилые люди: казаки, пушкари, воротники, монастырские ремесленники и крестьяне, посадские торговые люди и др.
В середине XVII в. обе крепости были слиты в одну. Воронежцы в городе и за его пределами селились слободами. Названия большинства слобод указывали на род занятий жителей, которые их населяли, - Казачья, Пушкарская, Затинная, Стрелецкая, Ямская и др.
Воронеж прочно обосновался на высоком правом берегу. Здесь были самые благоприятные условия для развития хозяйственной жизни: богатейший степной чернозем ждал земледельца, пастбища могли прокормить несчетные гурты скота, леса давали прекрасный строительный материал, изобиловали пушным зверем и дикими пчелами, а река - рыбой. Река Воронеж, которая несколькими километрами ниже по течению впадала в Дон, открывала выход в южные соседние области.
Благодаря природным условиям город был хорошо защищен. С востока подступы к нему преграждали вековой бор, многоводная река и береговые кручи, с юга - овраги. Только северо-западная сторона не имела естественных препятствий, но ее сплошь укрепили вбитыми в землю бревнами-надолбами.

Воронеж являлся важным стратегическим пунктом, и городской воевода ведал обороной всего края. В исторических актах указано, что ежегодно 25 марта воевода собирал воинских людей и определял им сроки караульной службы.
Конные дозоры выезжали осматривать окрестности. Достигнув конечного пункта своего маршрута, старший отряда клал в тайном месте установленную справку - "наказную память". А прежнюю "память" брал и привозил своему начальнику в доказательство того, что отряд был именно там, куда его посылали.
Непрошеные гости - татары - наведывались в Воронежский край так часто, что вся степь была изрезана тропами от конских копыт, "дочерна битыми". Задача дозорных - своевременно обнаружить свежие, только что вытоптанные тропы и быстро предупредить город об опасности.
В случае тревоги в городе били в вестовой колокол. Все окрестные жители со всем имуществом и даже со скотом укрывались за стенами острога. Ворота наглухо запирались. Мирное население, собиравшееся в это время в крепости, пополняло ее гарнизон. Каждый человек получал оружие и исполнял военные обязанности. А тем временем согласно цареву указу в соседние города спешили гонцы с тревожной вестью.
Кроме пищалей Воронеж середины XVI в. имел на вооружении 10 медных и 5 железных пушек. В погребах хранились порох, свинец, ядра, железные пули. Кочевники для боя на расстоянии имели только стрелы, поэтому город, снабженный огнестрельным оружием, представлял внушительную силу.
Города-крепости Белгород, Новый Оскол, Острогожск, Коротояк, Воронеж, Усмань, Козлов встали на южной окраине государства по новой оборонительной линии. В ряду укреплений нашли по-прежнему свое место земляные валы и лесные засеки, рвы и ямы, сторожевые башни и надолбы. Города связывали все эти своего рода инженерные сооружения в единую систему, получившую название Белгородской черты.
О начальной главе истории родного города поэт Константин Гусев сказал так:
Он русской родиной твоей Для ратных подвигов основан.
Глядятся в степь кресты церквей И стены вала крепостного.
И видно башенным: вдали Равнина пиками порыта,
Там кони топчут ковыли, Мелькают гривы и копыта.
Зовут на стены горожан Удары бранного набата.
И лязг мечей, и кровь из ран, И громом битвы степь объята.
На правом берегу крутом Донского древнего притока
Твой город встал Руси щитом Пред кочевой ордой Востока.

В XVII столетии, также как и в XVI, край подвергался вражеским набегам. То и дело поступали донесения о стычках, иногда довольно крупных. Но татары, бесчинствуя в окрестностях, так и не решились осадить вооруженный и укрепленный город. Время от времени в Воронеже происходил обмен пленными между Московским государством и татарами.
Поэт Андрей Жигулин создал выразительный образ жителя воронежской земли:
Он рвы копал и частоколы ставил.
А коль вдали набат звучал, как стон,
Он шел на смерть, на звон татарских сабель,
Грудь осеня размашисто крестом!

Не забывая своих военных обязанностей, Воронеж налаживал внутреннюю гражданскую жизнь, развивал хозяйственную и торговую деятельность. На пристань Воронежа свозилось огромное количество зерна, муки, свинца, пороха и прочего. Широко была развернута торговля с югом.
Одной из задач воронежских воевод была организация встреч и проводов иностранных послов, следовавших донским путем.
Осенью 1627г. Воронеж принимал прибывшую из Царьграда (Константинополя) от турецкого султана дипломатическую миссию во главе с послом Фомой Кантакузиным. Весной 1628г. посольство возвращалось обратно. На долю воро-нежского воеводы выпали большие хлопоты. Ему надо было подготовить флотилию, снарядить ее всем необходимым для отъезжающих, собрать по окрестным городам конную стражу, обязанную сопровождать суда по берегу до самых низовьев Дона.
Послы отплыли на 85 речных судах (стругах), пораженные богатством и силой Руси. От московского царя они везли султану Мураду в числе других подарков живого белого медведя. Специальный струг для этого необычного путешественника тоже был оборудован в Воронеже. Турецкие и русские послы проезжали через Воронеж более 20 раз.
Одновременно с посольской флотилией, когда она шла на юг, или независимо от нее на низовья Дона, начиная с 1613 г., отправлялись десятки стругов, груженных хлебом, вином, салом, сукном, свинцом, порохом. Это был так называемый донской отпуск - царское жалованье казакам, которые заселяли южные степи и брали на себя сторожевую службу.


КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО ФЛОТА
На пороге XVIII в. В. стал колыбелью русского военного флота. Россией в это время правил Петр I. Великий преобразователь боролся за усиление национального могущества Русского государства, за укрепление хозяйственных и культурных связей с Европой.
С первых лет своего царствования Петр I понял, что России необходим выход к морям. "России нужна вода", - эти слова явились девизом всей его жизни. Широко известно его заявление, записанное затем в предисловии к морскому уставу: "Всякий потентант (т. е. облеченный властью), который только сухопут-ные войска имеет, - одну руку имеет, а который и флот имеет, - обе руки имеет".
Петр задумал возвратить Азов, захваченный турками еще в 1471 г., сделать его опорным пунктом последующей борьбы за Черноморское побережье. Одновременно этим решалась и задача защиты южных границ государства. Сухопутный поход на Азов закончился неудачей. Тогда Петр велел заложить верфь в В. и принялся за постройку флота. Местом строительства азовской флотилии В. стал не случайно. Берега реки покрывали вековые дубовые, сосновые, липовые леса. Близко были липецкие запасы железных руд, из которых можно выплавлять пушки и ядра. Река Воронеж во время половодья обладала достаточной судоходностью, а местное население уже имело опыт строительства речных судов. И в самом городе, и в селах было множество знающих свое дело плотников, смолокуров, канатчиков. Этих людей и потребовал Петр на верфи.
Много лет спустя уроженец В. поэт И. С. Никитин ярко описал это время:
...Тому давно, в глуши суровой, шумел тут грозно лес дубовый,
С пустынным ветром речи вел, и плавал в облаках орел;
Синела степь безгранной далью, и, притаясь за вал с пищалью,
Зажечь готовый свой маяк, татар выглядывал казак.
Но вдруг все жизнью закипело, в лесу железо зазвенело -
И падал дуб, он отжил век... и вместо зверя человек
В пустыне воцарился смело.
Проснулись воды, и росли - гроза Азова - корабли.

...Царский поезд - изящные кареты Петра I и его придворных, боярские рыдваны и колымаги, крестьянские подводы и возки - растянулся на несколько верст. Покинув Москву, Царь спешил в В.
В феврале 1696 г. Петр прибыл в В. Ожидая его, местная знать очень хлопотала, чтобы блеснуть перед царем богатым убранством домов и пышными нарядами. Для него специально рядом с домиком, где он жил, выстроили поварню (кухню) и мыльню (баню). Пожалуй, на взгляд человека того времени, роскошная была баня. По большей части тогда бани топились по-черному, дым выпускали в открытую дверь. Эта же была с трубой, с двумя "окошками красными и окочины стеклянными, с печью обращатой (изразцовой) зеленою", сени из бани - с перилами, с "болясы точеными". Стены в доме Петра были обиты полотном.
Впрочем, в дом Петр являлся только к ночи. С раннего утра он уже был на верфи. На берегу реки, где велись кораблестроительные работы, громоздилось несметное количество бревен, досок, тут же курили смолу. Вокруг строящихся кораблей сновала масса рабочего люда, деловито вышагивали иностранные мастера. Строительная горячка, которую царь застал в городе, как нельзя больше нравилась его деятельной натуре. Он и сам хватался за топор или молот, отстраняя плечом оторопелых мастеровых, рубил и стучал истово, подгоняя рабочих и мастеров, чтобы успеть к полой воде.
Одновременно на воронежской верфи строили 23 галеры (гребные плоскодонные суда с 48 веслами, которые могли ходить и под парусами), 2 галеаса (судно по размерам большее, чем галера и с очень длинными веслами - на одно весло полагалось 7 гребцов), 4 брандера (зажигательные суда) и тысячу стругов. Именно в нашем городе суда впервые стали собираться серийно. В В. они собирались как бы на конвейере: из частей, заранее изготовленных в с. Преображенском под Москвой. Можно сказать, что самым рациональным методом строился 36-пушечный галеас "Апостол Петр". Его собрали тоже из заготовок, спустили на воду, а потом достраивали по пути к Азову; следом шло несколько струг с необходимыми материалами.
Наряду с постройкой судов шло формирование будущих морских войск. Из Семеновского и Преображенского полков было выделено на флот 4 000 солдат. В конце марта войска начали прибывать в Воронеж. В походе на Азов должно было участвовать около 80 000 солдат и матросов.
Наконец настал торжественный день рождения русского флота. 2 апреля 1696 г. на воду была спущена большая галера "Принципиум" ("Начало"). А потом новые суда спускались каждый день.
И, наконец, флот выступил в поход. В середине мая началась осада Азова. Город был осажден с суши и с моря. Турки были так ошеломлены тем, что у России - доселе сухопутной державы - вдруг оказался морской флот. Азов капиту-лировал.
Взятие Азова окрылило Петра. Он замыслил в самый короткий срок создать большой и могучий флот. Боярская дума приняла решение о постройке военно-морского флота в Воронежском крае. Обеспечить средствами грандиозное мероприятие казна не могла, поэтому решено было привлечь к строительству кораблей все слои населения. Доля участия определялась в зависимости от имущественного состояния.
В декабре 1696 г. Петр приказал "на Воронеже делать Адмиралтейский двор для поклажи всяких запасов и приезду". Велено было накапливать перво-классный дубовый и ясеневый лес, смолу, краски, железо, свинец, гвозди, проволоку, якоря, полотно. Холст, сукно, канаты, веревки и мн. др.
Строительство Адмиралтейского двора на острове, образованном двумя руслами реки Воронеж, приподнятом над водой и расширенном двумя рукотворными земляными насыпями, было завершено через 2 года.
Адмиралтейский двор являлся одновременно арсеналом верфи и резиденцией царя. Построенные здесь деревянные царские покои звались "государевым шатром". Это была канцелярия, где Петр выслушивал доклады своих помощников и отдавал распоряжения.
Остров связывался с городом мостом. В конце его стояли античные статуи, из-за которых произошло столкновение между Петром и епископом Митрофанием, требовавшим свергнуть "языческих идолов".
В В. вновь прибыли иностранные мастера. Приглашены они были только на год, поэтому Петр категорически предписал, чтобы наши строители перенимали их опыт как можно быстрее. В то же время Петр послал за границу 72 студента, а затем отбыл и сам. За время своей заграничной поездки Петр прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях в Амстердаме, изучал корабельную архитектуру и черчение планов, окончил курс кораблестроения в Англии.
Возвратившись в Россию и приехав весной 1699 г. в В., Петр решил проверить, как усвоили морское дело молодые дворяне, обучавшиеся в Европе. Царским указом вчерашние студенты были вызваны в Воронеж. Экзамен состоялся прямо на кораблях. За один день Петр лично проэкзаменовал 72 человека и остал-ся весьма недоволен. Только 4 удовлетворили его своими познаниями и навыками. Неблестяще обстояли дела и на верфи. Многие подрядчики место соблю-дения государственных интересов стали радеть о личной выгоде: суда строили кое-как, а карманы набили туго. Петр нашел множество злоупотреблений и стал чинить строгий суд.
Воронежский воевода Полонский за свои провинности был всенародно бит кнутом и отправлен в ссылку. Сосланы были и другие выявленные взяточники. А усманскому воеводе было велено: если он не доставит на корабельные работы указанного числа крестьян, "выслать в добавку самих помещиков и вотчинников с лошадьми и топорами".
Труднее всего пришлось, конечно, простому народу. Ежегодно на заготовке леса и на верфях работали до 30 000 мелких служилых людей и крестьян. Их сгоняли сюда принудительно. Труд был непосильно тяжелым, от скученности и плохих условий начинались болезни. Строительство флота дорого обходилось народу. Но оно продолжалось.
По всему берегу возвышались остовы строящихся кораблей. А на воде покачивались уже спущенные и оснащенные суда. На берегу огромными кучами лежа-ли ядра, бомбы, всевозможные якоря, стояли корабельные и крепостные пушки.
27 апреля 1700 г. Петр спускал на воду 58-пушечный корабль "Предестина-ция" ("Божье предвидение"), выстроенный русским мастером Федосеем Скляевым по чертежам самого царя и под его личным руководством. Корабль получил высокую оценку иностранцев. Немало удивлялись они богатству отделки корабля. Нос его заканчивался золоченой фигурой обнаженной богини, на корме была вырезана мифологическая сцена. Спуск "Предестинации" сопровождался шумным торжеством с барабанным боем, пушечными залпами, музыкой и фейерверком. Такие же торжества устраивались и при спуске на во-ду судов в 1703 и 1704 годах.
В 1705 г. строительство кораблей было перенесено по распоряжению Петра ниже по реке, где был заложен новый город Тавров.
В 1711 г. очередная война с Турцией окончилась поражением русских войск. Петр заключил мир, условием которого было прекращение строительства кораблей в воронежском крае. Через год В. покинули русские и иностранные мастера-судостроители. Петр занялся балтийскими проблемами, выстроил новую столицу - Санкт-Петербург и все меньше обращал внимания на воронежские дела. Последний раз он посетил наш край в 1722 г., когда возвращался из пер-сидского похода.

В книге "Очерк морской истории" Ф. Веселаго, вышедшей более 100 лет назад в Петербурге, подсчитано, что при Петре 1 было построено, не считая мелких судов, 105 крупных многопушечных кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардирских судов, 9 брандеров. Самая большая доля приходится на Воронежский край, где было несколько верфей, в том числе Воронежская (крупнейшая), Чижовская, Тавровская, Рамонская, Чертовицкая, Хоперская, Коротоякская, Паншинская. Ступинская. Здесь построено 69 больших кораблей, 7 бомбардирских судов, 9 брандеров. Цифры довольно хорошо отражают роль В. как былого центра кораблестроения.
Это была огромная по масштабу работа! Нужно было спустить со стапелей множество судов, дать им весельное и парусное снаряжение, якоря и пушки, обучить экипажи, вооружить их для боя. Все это было обеспечено строительством специализированных заводов, фабрик, мануфактур, мастерских в самом В. и его окрестностях. Безусловно, успех во многом объясняется теми прогрессивными методами, которыми велось кораблестроение. Но главное - это все же великий труд русских людей, умение русских мастеров! Вот почему на постройку первого в России парусно-гребного флота, довольно крупного, ушло всего три месяца - февраль, март, апрель 1696г.!
А разве не было прежде у России кораблей? Каперской эскадры Ивана Грозного, наводившей ужас на ливонцев в Балтийском море? Парусников, ходивших под русским флагом в Белом море? Многопушечного "Орла", построенного русскими мастерами и захваченного Степаном Разиным?
Да, при Иване Грозном Московское государство действительно имело флот. Но наемный, по преимуществу с чужеземными экипажами. Корабли были куплены за границей или захвачены у врага. Беломорская флотилия была небольшой и состояла из мелких судов. А "Орел" так и остался в гордом одиночестве.
Русский военный парусно-гребной флот родился в Воронеже! И построен он был русскими, из русского леса, укомплектован в основном русскими моряками и солдатами.
Прогрессивные начинания, проводившиеся царем-реформатором, раньше всех в России коснулись нашего города и края, ставших как бы "пробным камнем". В петровскую эпоху лицо В. необычайно изменилось.
В те годы многое в В. оказывалось новым и первым: пущена первая лесопилка - "пильная мельница" (до этого доски изготовлялись с помощью ручных пил), устроены магазины-склады для хранения корабельных припасов, построена цитадель, основаны пороховые магазины. Возводятся царский дворец и здания для сановников. Появляются первый каменный дом, кирпичные, суконные, канатный, пушечный заводы, оружейные мастерские. При постройке царского дворца и соборной церкви впервые применили вместо слюды оконное стекло. На реке были возведены шлюзы для проводки судов в Дон.
Город рос как на дрожжах. За полтора десятка лет он стал крупным населенным пунктом. Количество жителей составляло 40 (а по др. сведениям - даже 60) тысяч человек. В ту пору далеко не каждый европейский город имел такое население.
Некоторое время В. фактически играл роль столицы. Царь с двором - здесь. Центр важнейших событий - здесь. Существовала, как и в Москве, Немецкая (т. е. иностранная) слобода. Историки пишут, что это была настоящая диковина. Воздушные галереи швейцарских домиков перемежались с тяжелыми крышами голландских построек, а за ними шли дома с узкими окнами, выстроен-ные из дерева, но раскрашенные под кирпич. Англичане соорудили в своих домах даже камины, никогда не виданные воронежцами и очень их удивлявшие.
Воронеж едва ли не прежде других городов столкнулся с бытовыми реформами Петра.
Богатые воронежцы любили пышно и богато одеваться, но это были наряды, сшитые по дедовскому обычаю. При Петре многим горожанам волейневолей пришлось расстаться с долгополыми кафтанами и старинными телогреями. В 1702 г. в Воронеже работали 10 портных, одевая жителей в новомодное "французское" платье. Швейная мастерская, или, как тогда говорили, шваль-ня, должна была руководствоваться указом самого царя, гласившим: "чтобы платье шили отменно, не заочно и чтобы сидело оно не мешковато, а в самую пору по фигуре и кто горбат, чтобы тот горб не виделся, а кто на плечи разницу имеет или пузо великое, чтоб та разница и пузо от людей сокрыты были".
Исходя из этих высоких требований, первую воронежскую швальню мы сегодня именовали бы мастерской индивидуального пошива или даже ателье мод. Заключительные строки указа стимулировали производительность труда и борьбу за качество: "А кто хлеб свой напрасно ест и работу свою не оправдывает, то-го сечь нещадно батогами и розгами, донде же из него лень и благодушие не изыдут".
В 1703 г. в В. была открыта школа для начального обучения будущих офицеров флота. В 1714 г. был издан указ Петра об открытии в городах цифирных школ для обучения детей в возрасте от 10 до 15 лет. Цифирная школа возникла и в Воронеже. Она была первым и единственным до открытия в 1728г. духовной семинарии учебным заведением города.
Подолгу живя в В., Петр I интересовался природными богатствами края и его достопримечательностями. Кости доисторических животных, редкостные звери и птицы, железная руда, минеральные воды, вековые деревья - все было предметом его внимания. Петр лично исследовал районы Борисоглебска, Липецка, Костенок. В Липецке он сам лечился минеральными водами. При Петре I была проведена гидрологическая съемка Дона, составлен и издан в Амстерда-ме первый атлас Дона.
Вырубая много леса на постройку судов, Петр в то же время заботился о сбережении наиболее ценных массивов: он объявил заповедными Шипов лес, Хреновской бор и Теллермановскую рощу.
Петр I ставил опыты по акклиматизации в В. "заморских" фруктовых деревьев и винограда. Так, на дальней Чижовке, где был построен загородный дом царя и разбит сад, Петр насадил "венгерских лоз винограда". Апраксин по указанию Петра раздавал крестьянам семена аниса. В дальнейшем Воронежская губерния выращивали анис не только для внутреннего потребления, но и на продажу.
Занимался Петр и улучшением дорожного дела. В 1701 г. по его указу была исправлена почтовая дорога Воронеж - Елец - Москва (Задонское шоссе). Обо-чины дороги обсадили деревьями, установили верстовые столбы.
Облик В. петровских времен сохранился для потомков только в записях и рисунках современников. Большие пожары 1703, 1748 и 1773 годов, а затем бое-вые действия во время гражданской и особенно Великой Отечественной войн снесли с лица земли постройки петровских времен. Немного осталось свидетелей тех лет: Успенская (Адмиралтейская) церковь да колокольня Акатова мона-стыря. Гордость В. - памятник Петру I в сквере его имени, напротив здания управления Юго-Восточной железной дороги. Первый монумент сооружен в 1860 г. В день открытия памятника почетный караул несли солдаты Азовского полка, который некогда прославился при штурме турецкой крепости. Вокруг пьедестала жерлами вверх были вкопаны вражеские пушки - трофеи, вывезен-ные по приказу царя. В композиции использованы также два якоря, один из которых, по преданию, выкован самим Петром I.
Первый памятник - творение городского архитектора Александра Антоновича Кюи и скульптора Антона Евграфовича Шварца - был выдающимся произведением.
С этим памятником связано несколько историй.
...В конце прошлого века Воронежские интенданты слишком крепко проворовались. Некрасивая история взбудоражила общественность, но дело старались замять. В ту пору в В. заехал известный литератор В.А, Гиляровский, человек острого ума и высокой честности. Друзья повели его знакомиться с городом и, конечно, с памятником Петру. Около Монумента гость задержался, внимательно прочитал надписи: на лицевой стороне "Императору Петру Великому. 1860", на тыльной - "Воронежские дворяне и гражданы". Заметив, что вытянутая правая рука указывает влево, а лицо скульптуры "смотрит" вперед, он произнес экспромт:
Смотрите, русское дворянство, Петр Первый и по смерти строг, -
Глядит на интендантство, а пальцем кажет на острог!

Как раз напротив памятника находилось здание интендантства (теперешний музей изобразительных искусств), а чуть левее городская тюрьма - острог.
...Ветер Октябрьской революции рушил старое. Свергались памятники и эмб-лемы царской власти, заменялись названия... В начале 1919г. в газете "Воронежская беднота" было напечатано письмо мастерового железнодорожных мастерских: "...Почему не сбросили чучелу Петра Первого, которая до сих пор красуется в сквере?"
Редакция ответила автору: "Художник поставил памятник не Петру Первому, а тому стремлению к выходу на большую европейскую дорогу, которым харак-терно его время... Это стремление было весьма прогрессивно, вело страну к развитию и новым победам над природой. ...Мы должны уметь отрешиться от старых взглядов на предметы искусства. Не уничтожать старые памятники, а использовать их по-новому - вот лозунг освобожденных рабочих масс".
Все было: беды и невзгоды, но, высшей славой знаменит,
Из всех царей забвенью не дан - один в Воронеже стоит.
Ему за труд его пристало ожить и в нашем далеке
Смотреть на город с пьедестала с тяжелым якорем в руке.
В 1942 году фашисты свалили бронзовый монумент и увезли его на переплавку.
Сейчас в Петровском сквере стоит новый памятник. Он установлен в 1956г. Автором его является скульптор Н.П. Гаврилов. В своей работе он использовал посмертную маску Петра I, старинные гравюры и рисунки, экспонаты различных музеев. Пушки и якоря остались прежними
.

Материал подготовила Жуковская Галина