Град старинный
Нам дороги эти позабыть нельзя
Хреновской конезавод
Легенда о Дивногорье
Наши знаменитые земляки
Издатель Л.Н. Толстого
Калач
Бобров
Россошь

Хреновской конный завод

Хреновской конный завод основан 24 октября 1776 года графом Алексеем Григорьевичем Орловым - Чесменским. В 1762 году граф А.Г.Орлов был одним из активнейших участников заговора во дворце в результате которого Екатерина II взошла на Российский престол. Всех пятерых братьев Орловых она отблагодарила. Алексей Григорьевич получил чин генерал-майора, несколько имений, много золота, серебра, крепостных крестьян. В 1770 году Екатерина II присвоила графу звание адмирала флота и назначила командующим русским флотом на Черным море. При сражении в Чесменской бухте русские моряки сожгли весь турецкий флот и одержали победу. Граф А.Г.Орлов был удостоен титула Чесменский, ордена Георгия 1 степени, Екатерина II пожаловала ему 120 тысяч десятин земли которые расположились вокруг села Хреновое по течению реки Битюг в Бобровском уезде Воронежской губернии с находящимися на оных местах лесами реками, рыбными ловлями и другими угодьями. На этих землях граф и основал Хреновской и Чесменский конные заводы.
Увлечение лошадьми к графу пришло не случайно. Для своего времени он был хорошим спортсменом, в совершенство владел искусством верховой езды. В манеже ему не было равных. Его личное мастерство, выучка лошадей вызывали всеобщее восхищение. Коневодство захватило графа на всю его .жизнь. И за то, что он сумел сделать в этой отрасли, его никогда не забудет благодарная Россия.
Комплекс зданий Хреновокого конного завода возводился с 1810 по 1818 годы по проектам знаменитого архитектора Д. И. Жилярди. Толщина стен в конюшнях достигает 90 см. Площадь крыш 4,5 га. Длина по периметру более 5 км. Хреновской конный завод вошел в мировую историю коннозаводства не только как рассадник и поставщик ценнейших пород лошадей, но и как пример превосходно организованного коневодческого хозяйства с великолепным комплексом производственных построек, который безусловно достойно включен в золотой фонд памятников русской культуры. 30 августа 1960 года решением Совета. Министров РСФСР замечательный архитектурный ансамбль Хреновского конного завода взят под охрану государства как памятник старины и русского зодчества первой категории.
Знаменит Хреновской конный завод тем, что здесь была выведена уникальная порода рысистых лошадей. При выведении орловской рысистой породы были использованы лошади датские, голландские, мекленбургские, обладавшие крупным ростом и рысистыми движениями. Большое значение оказала арабская чистокровная порода, придавшая красоту и выносливость. Особенно отметим серого арабского жеребца Сметавку .купленного в Аравии за 60 тысяч рублей серебром. Жеребец был приведен из Аравии в подмосковное имение графа Остров за 14 месяцев под усиленной охраной вокруг Черного моря следуя через Турцию, Венгрию, Польшу. Сметанка был достаточно рослый для своей породы жеребец серебристо-серой масти с удлиненным туловищем. У него оказалось 19 пар ребер а у всех лошадей 18. Через год Сметанка пал не выдержав климатических условий Подмосковья и был уже старый. К счастью в живых от него остались его дети <четыре жеребца и кобыла. Сын Сметанки Полкан был получен от датской кобылы. А от скрещивания Полкана и голландской матки в 1784 году родился Барс 1, ставший родоначальником породы орловских рысаков. Все, что хотел видеть лучшего в лошади которую выводил граф он увидел в Барсе 1.
По словам управляющего В. И. Шишкина: "Барс 1 был большого роста жеребец, серой масти, правильного телосложения, имел большую силу и бежал отлично, резво".
Рысистую породу граф А.Г.Орлов выводил более 30 лет. Порода принесла ему и конное заводу мировую славу. Большой труд в выведении породы вьюжили: первый управляющий конного завода крепостной Н.И.Кабанов, работавший в заводе 33 года до своей кончины графа в 1808 году. Дочь Алексея Орлова графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская вступив во владения всеми богатствами, отца Кабанова освободила от крепостной зависимости, но вместе с тем и отстранила от должности управляющего. В Хреновом графиня жила недолго, вскоре уехала в свою Новгородскую усадьбу, где рядом, за ее деньги был восстановлен знаменитый Новгородский Юрьев монастырь, в котором она молилась. Графиня была монашенка. В 1811 году графиня Анна ставит в Хреновской конный завод управляющим уроженца подмосковного села Остров крепостного Пушкина Василия Ивановича. У графа Шишкин служил конторщиком, секретарем, помогая испытывать лошадей приводимых их Хренового в Москву. Это видимо и помогло Шишкину вникнуть в суть зоотехнической деятельности графа. Орлова по созданию породы рысаков. В.И. Шишкин от природы был талантливым селекционером- самородком.
Барса 1 Шишкин в Хреновом в живых не застал, он пал в 1808 году Работу по усовершенствованию породы Шишкин вел уже с потомками Барса 1. Закрепил работу с мужскими линиями, женскими семействами. При Шишкине поголовье племенных лошадей, доходило до 3-х тысяч. Под наблюдением В.И. Шишкина а возводился замечательный коневодческий комплекс. Работу проводил архитектор Леонтьев.
В 1831 году Шишкин В. И. по доносу писаря Цветкова их Хреновского конного завода был уволен. Он уехал в свой завод Лавянниковку. Но покинул Хреновской конный завод В.И.Шишкин уже вольным человеком, так как в 1818 году в момент приезда в Хреновое императора Александра 1, он графиней был освобожден от крепостной зависимости. И вот как это было. Надо ли говорить, что к приезду императора тщательно готовились. Только что отстроенный завод сиял свежестью красок, все улицы и дорожки были выметены и посыпаны песком. Об этом событии остаюсь много воспоминаний и легенд. Одну из них с художественными подробностями передает в своей книге "Материалы русского коннозаводства" В.И.Коптев. Когда Александр 1 пошел осматривать завод со всех конюшен раздалось дружное ржание лошадей. "Что это такое происходит?" - спросил он. Даже лошади чувствуют приезд Вашего величества,- ответил Шишкин,- они приветствуют Вас.

Но и это было не все. На дорожке в манеже вдруг появилась лошадь без уздечки. Это был рысак Любезный 1. Он совершил вокруг императора и его овиты несколько плавных кругов на четких красивых движениях, затем остановился припал на колени перед императором и кивком головы приветствовал высокого гостя. Растроганный император в знак благодарности снял со своей руки драгоценный перстень и надел его на палец Шишкина. Он не знал, что его талантливый сопровождающий крепостной. Крепостным подарков дарить не полагалось. Графине Анне ничего не оставалось как спешно дать Шишкину вольную.
А ларчик открывался просто. По указанию Шишкина в течении нескольких недель перед т ем, как лошадей кормить овсом во всех конюшнях одновременно открывали ставни. Лошади быстро к этому привыкли. И когда, император ступил на территорию конной части, ставни были открыты, но корм лошадям не дали. Лошади забеспокоились, что это так долго не несут овса и все до единой дружно нетерпеливо заржали. И приветствия. Любезного 1 так же результат настойчивых и длительных тренировок.
После увольнения В. И. Шишкина в Хреновом управляющими были Седин и затем подполковник Кромешной. За полтора десятилетия они довели конезавод до такого состояния, что многие лошади здесь оказались беспородными, да и поголовье уменьшилось больше чем в 2 раза. И графиня Анна Орлова продает Хреновской конный завод в казну государства за 6,5 млн. руб. ассигнациями. С той поры Хреновской конезавод был государственным и управляли им большей частью люди с генеральским званием. Обслуживали завод солдаты и нижние чины армии, которую служили по 25 лет. Многие после службы оставались жить в Хреновом, получив наградных 25 руб. и земельный участок рядом с заводом. Та к и появился после 1845 года поселок носящий название "Солдатская слобода".
С 1880 года завод обслуживали вольнонаемные люди из числа бывших солдат и членов их семей, но управлять заводом продолжали люди с высоким воинским званием или шталмейстеры. В гражданскую войну лошадей три раза эвакуировали на Тамбовщину. В Великую Отечественную войну лошадей эвакуировали на Урал в Курганскую область, где они были до 1944 года.
История конного завода как и история Российского государства претерпевала периоды спада и процветания. Трудом замечательных специалистов создана по сути дела отечественная зоотехническая наука.
За годы существования завода в нем выращены тысячи прекрасных лошадей. 241 голова рысаков вошли в класс 2.10 и резвее, 82 рысака в класс 2.08 и резвее, 15 рысаков в запасе 2.05 и резвее, на дистанцию 1600 м. Это такие видающиеся рысаки: как великолепный Всесоюзный и Европейский рекордист Улов 2.02.2, 3.09 родоначальник линии, Морской Прибой 2.04.5, основательница женского семейства победительница "Дерби" на ЦМИ Былая Мечта 2.09.4. Из этого семейства вышли настоящие призовые бойцы-рекордисты породы Проспект 2.01.6 и Переполох 2.05.7/3-х лет/ сыновья знаменитого Пиона 2.00.1, Вдумчивая 2.04.9,Гопак 2.03.2, Левит 2.03.7, Клапан 2.03.9, Мрамор 2.04.1, Гексан 2.04.9, Поступок 2.04.1, Капитан 2.03.6, Метрополия 2.07.7,Беспощадны и 2.04.1, Пропуск 2.06.5,Вискоза2.07.1, Макияж 2.07.6,Искалдер 2.07.6, Пакт 2.07.7,.Пиф 2.07.8,Пифа 2.08.5, Плейбой 2.08.3,Графика 2.09.5, Лекция 2.09*2, Зоография 2.08.2, Бомонд 2.08.5, Всероссийская рекордистка для лошадей 4-х лет и старше Монография 4.23.4 на 3200 м. 2.08.7 на 1600

Ежегодно на ипподромах страны лошадьми Хреновского конного завода выигрывается, более 4 традиционных призов. За последние годы/с 1990 по 1998гг/ выиграно 280 традиционных призов. На Московском ипподроме Хреновские рысаки пять раз выигрывали с 90 по 98 гг. самый главный, приз для лошадей орловской рысистой породы приз "Барса". Орловская рысистая лошадь очень нарядная, с благородной головой, большими выразительными глазами, лебединой шей, с четкими размашистыми движениями на рыси, преимущественно серая в яблоках масть, в то же время добронравная и отдатливая в работе, воистину с родни русскому духу. От истоков коневодства до наших дней в Хреновом были влюбленные в свое дело .люди .истинные ценители и мастера коннозаводства. Они продолжили лучшие традиции А. Г. Орлова., В. И. Шишкина. Большой вклад в совершенствование породы внесли опытные селекционеры и специалисты племенного дела: профессор В.Щекин, зоотехники В.Гриц, С.Калинин,3.Туркина, М. Малиновокий, А. Киркин, В.Пуп,ков. и другие. Прошли годы, а люди с благодарностью вспоминают директора Мстислава Константиновича Кобылянского. 24 года отдал коневодству заслуженный ветврач РСФСР Иван Антонович Кузнецов, 14 лет проработал директором заслуженный работник сельского хозяйства Николай Михайлович Мосолов. Последние годы конный завод возглавляют молодью директора Балбеков А. И. и Астахов М. М.
С давних пор на заводе во многих семьях коноводческие профессии передаются по наследству, в разные годы в конном заводе прекрасно трудились: Я. М. Пащенко, Я. Г. Усков, В. Т. Хальнов, И. М. Бобринев, И.С. Асеев, И.В. Банников, Д. Т. Родионов, Ф. К. Родионов, А.д.Мещеряков, А. А. Михайлов, М. Ф. Вашарин, Г. И. Игольную, В. Алилуйкин, Г. Алилуйкин, Н. А. Башарина, А. А. Бурмистрова, А. К. Анисимова, П. П. Башарина, Н. П. Сиволгин, Н. П Боголепов, теперешнее молодое поколение: Е.п. Петрова, А.П. Кольчвнко, Казьмин E. B. Шишкин А.В. Люткайтис О.А. Махинов А. Я. Саюроковский А. Н. и многие другие.
Совершенствовали Орлове кую рысистую породу замечательные мастера, своего дела, наездники Н. Р. Семичев, Э. Родзевич, Г. Д. Г'рошев, Л. Р. Рощин, В. П. Волков, В.Н. Смирнов, Е. Крашенинников, и многие другие.
Хреновской конезавод
Хреновской бор, в пределах которого расположен конезавод, находится в Бобровском районе, по левобережью реки Битюг. Дорога на конезавод пролегает мимо участков соснового леса, возраст деревьев в котором от 70 до 200 лет, а высота их составляет до сорока метров.
Конезавод основан в 1776 году графом А.Г.Орловым. Для выведения тяжеловозов и скакунов был куплен арабский скакун Сметанка (он имел 19 пар ребер вместо 18 у обычных). Внук Сметанки - Барс I - считается основателем породы. После Орлова разведением лошадей занимался крепостной Шишкин В.И. Отдрессировав скакуна Любезного кланяться при виде царской одежды и становиться на колени, продемонстрировав умение любимца Александру I, Шишкин пролучил вольную. в 1845 году дочь А.Орлова продала казне конезавод. В 1847 году была основана школа наездников, которая долгое время была единственной в стране.Здание завода является архитектурным памятником; длина конюшен составляет 6 км., площадь крыши - 4 га.Оформлял здания художник Ф.Ф.Бдюков.

Хоть в подводу, хоть под воеводу
Скажи кто лет десять-пятнадцать назад, что в России начнут ставить памятники родовитым особам, ему, в лучшем случае, посоветовали бы обратиться к психиатру.
А вот в 1996 году в селе Хреновое (с ударением не на первое, а на второе "о") Воронежской области был в торжественной обстановке открыт бронзовый бюст графу Алексею Григорьевичу Орлову - родному брату фаворита императрицы всея Руси Екатерины Великой.
Сюда, в Хреновое, наезжают любопытствующие: совсем рядом находится известный Чесменский конный завод, в свое время также принадлежавший Орлову, которому Екатерина выделила угодья в ста верстах от губернского города в знак благодарности за одержанную русским флотом победу при Чесме.
Тогда российская эскадра под водительством Алексея Орлова за одну ночь потопила, сожгла и пленила, почитай, всю турецкую флотилию. За оказанную отечеству услугу предлагала императрица Орлову все правобережье Волги, но тот предпочел воронежские лесостепи, где, по сведениям современников, еще бродили табуны полудиких тарпанов, аналогов лошади Пржевальского.
Страстный почитатель лошадей, надумал генерал-лейтенант привезти сюда арабских скакунов, чтобы с их помощью вывести новую, доселе невиданную породу упряжных лошадей, приспособленную для суровой российской действительности. Начинать было с чего: в качестве выкупа за плененных при чесме жену и двух дочерей турецкий султан отдал десяток чистопородных "арабов".
Одиннадцатого, Сметанку, граф купил на свои в далекой аравии, отвалив за жеребца неслыханную по тем временам сумму - шестьдесят тысяч рублей серебром. На такие деньги можно было без особых хлопот содержать пару лет большую часть русской кавалерии.
Сметанка стоил тех денег. Помимо стати и резвости обладал он еще одной особенностью: имел вместо восемнадцати пар ребер, положенных лошадям природой, все девятнадцать, чем немало восхищал и графа, и его окружение. Наличие лишней пары придавало жеребцу грациозные удлиненные формы.
Не рискнув везти такое сокровище морем, Алексей Григорьевич отправил жеребца домой своим ходом, для маскировки, дабы не соблазнять возможных конокрадов, перекрасив Сметанку в несвойственный для "арабов" черный цвет. Весь путь в камуфляже до подмосковного конезавода "остров" преодолели за 14 месяцев, по дороге перезимовав в конюшнях польского вельможи Радзивилла.
Увы, российский климат не пошел жеребцу на пользу. После годичного пребывания в столице Сметанка пал, успев, по счастью, оставить потомство. Внук Сметанки, серый в яблоках барс, и стал родоначальником орловского рысака - породы, явившейся следствием общения арабских скакунов с голландскими и датскими кобылами. Порода получилась на загляденье: красивая, сильная и выносливая лошадь, готовая хоть в подводу, хоть под воеводу.
Произошло это уже в Хреновом, где в 1776 году был основан конный завод, вначале с деревянными, а затем с каменными конюшнями, выстроенными по проекту знаменитого архитектора доменико жилярди и протянувшимися на 6 километров.

О том, сколь ревниво относился граф к своим питомцам, свидетельствует история, приключившаяся с мужиком, ставшим прототипом толстовского холстомера. Имея необычно широкий шаг, мужик-холстомер как-то обошел во время бегов любимую лошадь Орлова, за что был подвергнут выхолащиванию. Однако до этого управляющий конным заводом Шишкин успел получить от мужика потомство, благодаря чему эта линия присутствует в Хреновом и по сей день.
Вообще орловский рысак своим существованием во многом обязан не только орлову, но и шишкину, который после смерти графа в 1807 году и перехода конезавода по наследству к его дочери анне стал фактически единственным блюстителем породы. Будучи крепостным, он немало тяготился своим социальным статусом, изменить который сумел лишь с приездом на завод Александра I в мае 1818 года. Помогла хитрость.
Узнав о намечаемом визите, Шишкин наказал конюхам держать ставни в конюшнях постоянно закрытыми и открывать их только вместе с подачей корма. При виде овса и сена лошади радостно ржали и били копытами, не подозревая, что им суждено предвосхитить подвиг собаки Павлова.
Все удалось на славу: когда Александр вошел в конюшни и были открыты ставни, лошади привычно заржали, предчувствуя грядущий обед.
- Что это с ними? - поинтересовался государь.
- Вас приветствуют, Ваше высочество, - улыбнулся Шишкин.
Когда же он в присутствии свиты выпустил на арену вороного рысака любезного, и тот, будто бы опознав самодержца, отвесил ему глубокий поклон, судьба Шишкина была решена. Сняв драгоценный перстень со своей руки, Александр преподнес его управляющему, графиня Анна была вынуждена здесь же даровать тому вольную.
Но как ни умен был Шишкин, и у него вышла промашка. Не удовлетворившись вольной и существенной прибавкой к жалованью, решил управляющий заиметь собственный конный завод, для чего купил имение в 25 верстах от Хренового. Проблема, однако, заключалась в том, что по завещанию Александра Григорьевича графиня Анна не имела права продавать лошадей в течение четверти века. За исключением выбракованных.
Тогда, используя, как мы сказали бы сейчас, служебное положение, Шишкин под видом бракованных продал три сотни отборных рысаков воронежскому купцу Калашникову, с тем, чтобы позднее, когда пройдет время, выкупить их в собственное пользование. Песня про купца Калашникова, однако, не сложилась - писарь настрочил графине донос, и Шишкин был уволен. После этого дела на заводе пошли ни шатко, ни валко, и в 1845 году он был продан государству.
Государственный отрезок жизни хреновского конного завода с переменным успехом продолжался вплоть до января 1997 года, когда он был преобразован в акционерное общество. За это время выросло не одно поколение прекрасных рысаков.
Заводчане до сих пор гордятся жеребцом Улов, чей рекорд на 2400 метров, установленный в 1938 году, продержался аккурат 40 лет. Чучело этого жеребца установлено в зоологическом музее имени Дарвина, скелет находится в музее коневодства тимирязевской академии, а внутренности - в патологоанатомическом музее воронежского агроуниверситета.
В активе питомцев хреновского конезавода выигрыш императорского приза в 1912 году в Санкт-Петербурге, победы на дерби в эстонии и польше, тринадцать призов барса - самого престижного в стране состязания для лошадей рысистой породы. Пять таких побед одержаны в последние семь лет.
Настоящими звездами среди орловских рысаков сейчас по праву считаются кобылы графика и монография, жеребцы искандер и плейбой. С именами некоторое время назад возникла проблема. Располагая, надо сказать, семью сотнями голов лошадей и будучи вынужденными соблюдать при "крещении" определенные правила, конезаводчики стали испытывать дефицит в именах, особенно на начальные буквы к, м и п. Возникла идея отражать в кличках веяния времени. Так в конюшнях появились анальгин, пиркофен и аспирин. Финансово-экономическая деятельность отечества присутствует в именах доллар, марка, копейка, банкнота, купюра. А политику реформ стали молчаливо поддерживать кобылы гласность, перестройка, демократия, приватизация.
Неувязочка вышла с молоденьким жеребцом, названным памперс. Наездник с московского ипподрома, которому тот должен был пойти на испытания, не понял юмора: "вы что, не понимаете, - сказал он, - что на ипподроме его будут звать не иначе, как тампакс?". Но лошадь взял.
А один наездник, узнав, что ему должны прислать подающую большие надежды инаугурацию, заявил, что будет звать ее просто Груня. И коротко, и по-русски.
Пожалуй, не меньшей заслугой руководителей и работников хозяйства, чем сохранение орловского рысака, явилось выведение на заводе породы чистокровного арабского скакуна, представители которой были взяты уже в советское время на терском конном заводе. Сегодня арабский скакун разводится во многих странах мира как спортивная лошадь, и его популярность у зарубежных конезаводчиков гораздо выше, нежели орловских рысаков, чье значение в качестве упряжной лошади заметно снизилось после изобретения двигателя внутреннего сгорания.

К проблемам объективного характера добавились и чисто российские. С началом перестройки государство бросило коневодство фактически на произвол судьбы. Если прежде все ипподромные испытания, включая содержание лошадей в течение года-двух, корм и зарплату наездникам, финансировались централизованно, то сегодня производителям рысаков приходится платить практически за все. А ведь содержание одной лошади обходится хозяйству в миллионы рублей. Продажная цена орловского рысака редко когда превышает 15 миллионов, продавать его дозволяется только с двухлетнего возраста. Ясно, что воспроизводство породы грозит одними убытками и держится исключительно на энтузиазме конезаводчиков.
Таких, как нынешний директор завода Астахов, его ближайшие помощники Мосолов и Цуцков, глава администрации бобровского района Балбеков и все те 130 жокеев, наездников и конюхов, благодаря которым в прошлом году конная часть оказалась все же безубыточной. Она могла бы приносить прибыль, если бы не дискриминационные меры, введенные другими странами на импорт арабских скакунов из России под предлогом их несоответствия ветеринарным требованиям.
Эти требования, однако, не мешают прибалтийским бизнесменам покупать на заводе "арабов" по демпинговым ценам, чтобы тут же переправлять их на запад уже по ценам мировым. Между тем, сегодня хороший арабский скакун стоит на зарубежном рынке никак не меньше 50 тысяч долларов, такая сумма в состоянии обеспечить зарплатой едва ли не всех работников завода. Сейчас в Хреновом есть скакуны и подороже. Даром что ли в прошлом году в америке в Дэлавэр-парке команда хреновского конезавода заняла четвертое место в престижнейших соревнованиях, в которых участвовало без малого пять десятков конкурентов. И это несмотря на то, что по сравнению с другими, имевшими по 16-18 лошадей, у наших было только пять.
Сегодня в России всего 4 тысячи "арабов", в то время как на западе - полмиллиона. Но в 1996 году заводом была продана 101 лошадь, а именно от продаж скакунов зависит во многом будущее рысистых пород в России, в том числе орловцев. И еще - от деятельности в других отраслях. Сегодня Хреновский конный завод - многоотраслевое предприятие, где коневодству отведена далеко не самая прибыльная часть. Основной же доход получается от растениеводства, молочного стада и от зерновых культур, благодаря чему остается возможность поддерживать и рысаков.
На вопрос, а стоит ли их вообще сохранять, самым убедительным образом могут ответить дети, ежедневно приходящие в музей Хреновского конезавода и на конную часть, чтобы познакомиться с историей лошади, а значит - и с историей своего края, если не страны. А также фермеры и руководители хозяйств, озабоченные растущими ценами на бензин и дизельное топливо и все более заинтересованные в использовании орловцев и русских тяжеловозов, также воспроизводимых в Хреновом, на своих сельхозугодьях. Проявляют интерес к рысакам и милиционеры, которым гораздо удобнее патрулировать улицы в седле, а не пешком.
Я сидел верхом на орловце. Это существо в высшей степени умное, доброе и красивое, способное тонко чувствовать человека, не дающее ему утерять последние связи с природой. Одного дня общения с лошадью вполне хватает, чтобы понять, почему среди хреновских коневодов так много долгожителей, разменявших девяносто и даже сто лет.
В книге отзывов заводского музея - в 800 листов и 19 килограммов веса - отметились Николай II и генерал Скобелев, Рерихи и атаман Краснов, графиня Воронцова-Дашкова и Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов. Бывали здесь композитор Александра Пахмутова, шахматист Анатолий Карпов, актер Вячеслав Тихонов, балерина Майя Плисецкая, которая, увидев рысаков, заявила, что их грациозности могут позавидовать многие танцовщики.
Немало среди посетителей хреновского завода и политиков самого высокого ранга. Вот только недостаточно, как выяснилось, их имен и влияния, чтобы оказать орловскому рысаку - гордости российского коневодства - хотя бы минимальную поддержку и помощь на государственном уровне.
Ситуация такова, что сегодня впору заносить орловского рысака в красную книгу. И всякие доводы насчет его "нерентабельности" и "несоответствии" веяниям времени не могут и не должны служить оправданием новой прагматичной морали. Не нами взращено и взлелеяно. Не нам и губить.
Орловский рысак: будущее породы туманно
25 тонн краски и тысяча кубометров леса спасут уникальный памятник архитектуры 18 века
В живописных окрестностях города Боброва, что в Воронежской области, раскинулись угодья крупнейшего в мире Хреновского конезавода. В прошлом году он отметил 220 лет основания графом Алексеем Орловым. Императрица Екатерина Вторая пожаловала ему угодья в 120 тысяч десятин "со всеми людьми, охотами, рыбными ловлями, лугами" в вечное потомственное владение в награду за участие графа в дворцовом перевороте.
Завод был построен по проекту Доминика Жилярди за шесть лет. Этот громадный даже по нынешним меркам комплекс включал шесть километров одних конюшен, толщина стен которых составляет 1,2 метра. Это позволяет в любой мороз сохранять в конюшнях положительную температуру. Место для завода было выбрано не случайно: здесь еще паслись истребленные в прошлом веке дикие лошади тарпаны, а значит природные условия были благоприятны для лошадей южной крови, родоначальников орловской породы.
В русско-турецкую кампанию Алексей Орлов возглавил флот и разбил неприятеля в Чесменской бухте, взяв в плен двух дочерей и жену турецкого паши. Впоследствие тот выкупил свою семью за шестьдесят персидских и арабских лошадей. По преданию, за шестьдесят тысяч серебром граф Орлов-Чесменский купил золотисто-белого арабского жеребца Сметанку. Это была уникальная по экстерьеру лошадь. В отличие от других арабов, имеющих равное отношение длины и высоты (квадрат), Сметанка был с удлинненым корпусом, характерным для упряжной лошади. Известно, что центр тяжести рысаков смещен вперед для лучшего сцепления с землей. Обычно у лошадей арабской породы 17 ребер, у Сметанки их было 18, как и у всех прочих пород.
Несмотря на идеальный уход, в Москве Сметанка прожил всего полтора года, став отцом пяти жеребят и одной кобылы. Один из его сыновей положил начало орлово-ростопчинской верховой породы, другой, по кличке Полкан, - орловской рысистой породы. В его сыне Барсе Первом была признана орловская порода. Подобно хищному зверю барсу, внук Сметанки имел серую масть, великолепное здоровье и, что важно, единный аллюр - рысь. И сегодня на московском ипподроме каждое третье воскресенье июля разыгрывается главный приз сезона - приз Барса.
Быть может иначе сложилась судьба славной породы, если бы не опала, в которую попал граф Орлов в тридцать девять лет. Сделав своей основной деятельностью селекцию, граф вывел не только две породы лошадей, но и певчих канареек, и бойцовых индеек, и почтовых голубей, и русскую борзую - всего семьдесят различных пород.
Однако непосредственно селективной работой на заводе занимался крепостной Василий Шишкин. При нем конное поголовье завода равнялось шести тысячам лошадей. Сам граф редко бывал в Хреновом. Когда он умер, наследницей стала его дочь Анна Алексеевна, которая мало интересовалась заводом. Она жила послушницей в монастыре, а доходы от завода отдавала церкви. Шишкин хитростью добился вольной и основал собственный конный завод. Во время визита императора Александра I в Хреновое, при появлении его величества на конюшне все лошади приветственно заржали. Хитрый управляющий приучил их к тому, что корм подавался при открывании ставен. Естетсвенно, когда по условленному знаку десятки конюхов открыли ставни, лошади заржали, ожидая порции корма. Окончательно был покорен император, когда сын Барса Любезный Первый пробежав несколько кругов по манежу, упал на колени перед Александром и закивал головой. Царь был настолько растроган, что в ту же минуту подарил Шишкину перстень. Пришлось графине дать ему вольную.
В 1845 году завод был продан государству. На заводе стали служить казаки, которые по окончании службы селились неподалеку, в Солдатской слободе.
Революционные потрясения не миновали и конный завод. Рекордист Крепыш, бежавший версту за 2 минуты 8,5 секунд был опознан под красным комиссаром на Волге. Многие бесценные представители породы сгинули в гражданскую войну. Благодаря декрету В.Ленина от 1918 г., поголовье было восстановлено, собраны рысаки со всей страны, сто голов, завод снова ожил.
Во время Отечественной войны немцы завод не бомбили, берегли для себя. Лошадей эвакуировали на Урал. После войны на заводе стали производить, кроме орловских рысаков, также арабских скакунов. Главным образом для собственных нужд завод поддерживает породу русских тяжеловозов.
Сейчас территория конного завода составляет лишь пятнадцатую часть от дореволюционных площадей. Кроме кончасти, завод включает кормовую базу: сенокосы, пастбища, овощные поля, ферму на шестьсот пятьдесят породистых коров, свиней. На заводе работает семьсот человек, их них сто шестьдесят на кончасти. Летом приезжают сезонники пасти табуны и тренировать молодняк. Все наездники бывшего Советского Союза проходили стажировку в хреновском училище.
Два года назад завод стал акционерным обществом. Его директор Михаил Астахов несет ответственность не только за породу, которая является национальным достоянием России: но и за памятник архитектуры 18 века, ветшающий день ото дня. Однако, как оказалось, перед акционерным обществом у государства никаких обязательств нет. Конезавод, являющийся самым лучшим хозяйством области, еле-еле сводит концы с концами. Основные убытки (миллиард рублей в 1997 г.) он терпит от продуктивного животноводства, продажа лошадей позволяет слегка компенсировать потери. Продавая рысаков по демпинговым ценам в десять миллионов рублей, арабов по восемнадцать и тяжеловозов по три, конезавод, не в состоянии окупить затраты на их производство. Опираясь на натуральное хозяйство, поставляя на стол своим служащим продукцию собственного производства, завод выплачивает зарплату по четыреста тысяч рублей. Средств для реставрации старинного памятника, каким и является конезавод, попросту нет. "Для нас спасением было бы 50-100 млн. в год, - говорит Михаил Астахов. - Завод, построенный для всей России, вытягивают на себе одни энтузиасты".
Все самое ценное, что есть в породе, сосредоточены в Хреновом. Только в 1990 году рысаки этого завода выиграли все три главных приза московского ипподрома. Такими достижениями не может похвастаться ни один завод СНГ. Но неожиданно возникли проблемы с реализацией за границу и в пределах России. При производительности в сто шестьдесят голов в год удается продать от силы двадцать. Самостоятельно выйти на рынок завод не может, а в России покупателя найти сложно.
Завод оказался отрезан от информационных ресурсов, а информация является важнейшим фактором в селекционной работе. Рассыпались центральные организации, нет племенного обмена. Вот и идут под нож породистые лошади на заводах России. Хреновской пока держится. "Породу мы держали и держать будем, - говорят заводчики. - Нам бы только помогли перекрытия подправить и стены выкрасить, все-таки памятник первой категории".
Интересно, как иностранные государства заботятся о своих национальных породах, вкладывают средства в развитие, пропагандируют конные состязания и спорт. Настоящим триумфом названо шествие французского рысака по ипподромам Европы. Оказывается, он был выведен на основе орловской породы. В начале века в России сильны были споры о том, можно ли скрещивать орловского рысака с американским. Эта новая порода была выведена по принципу "первый у столба". Отсюда разброс в масти, росте, характере американца. К тому же этот рысак берет посыл только с хлыста. Орловского рысака отличает высокий, в среднем 164 см., рост, прекрасный экстерьер, покладистый характер. Граф Орлов завещал заводу "брать только охочих до работы лошадей". Это действительно важно, не даром среди наездников так ценится отдатливость лошади. Тем не менее порода русская рысистая была создана, но успехом она не пользуется. "Метисы" - так пренебрежительно называют русских рысаков по сей день.
В мире существуют сотни пород лошадей, у всех них есть свои высокие покровители, защитники на государственном уровне. Обидно было бы для России упустить возможность сохранить национальное достояние и беспримерную красоту - орловского рысака.